ЛАБОРАТОРИЯ № 12

Хашаев З. Х.-М.

д.ф.-м.н.

Дунин-Барковский В. Л.

Беркинблит M. Б.

д.б.н.               Кедер-Степанова И. А.

Бурмистров Ю. М.

Либерман Е. А.

Воронов Д. А.

д.ф.-м.н.

Лукашевич И. П.

Кудина Л. П.

Минина С. В.

Самосудова Н. В.

Направления исследований

Общей темой лаборатории является анализ информационных процессов в клеточных системах и в моторном управлении. Главными направлениями теоретико-экспериментальных работ в этих рамках служат: биология развития (анализ принципов реализации генетической информации в развивающихся системах), нейробиология (нейронная коммуникация и биохимическая модуляция в нервных центрах), моторное управление (изучение геометрии манипулятивного пространства и управление целенаправленными движениями). Также разрабатываются принципы биоинформатики и искусственного интеллекта, включая построение компьютеризированной системы организации экспертного знания.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Биология развития. В группе д.б.н. В. П. Божковой изучается вопрос о том, какие регуляторные системы играют сигнальную роль в нормальном морфогенезисе. Недавние собственные эксперименты показали, что фосфатидилинозитольный цикл (ФИ) направляет контракцию и цитоскелетную реорганизацию эмбриогенезиса. Чтобы выявить участие ФИ цикла в регуляции морфогенезиса на стадиях бластулы и гаструлы, применялись препараты (GTP-gamma-S в разных концентрациях), игравшие роль активаторов и ингибиторов ФИ пути на уровне G-белков. Промежуточные участники ФИ цикла тестировались также на влияние, оказываемое ими на движения гаструляции. Работа проводилась на эмбрионах рыбы Misgurnus fossilis. Определялись стадии, на которых GTP-gamma-S оказывала немедленное действие; ими оказались деления дробления и второй период гаструляции (50-70% эпиболии). Первичный эффект состоял в сверхконтрактуре желточного синцитиального слоя и бластодермального края. Кроме того, инъекция GTP-gamma-S на всех стадиях от ранней бластулы до средней гаструлы отдаляла контрактивное действие на второй половине гаструляции. Поздняя эпиболия не затрагивалась этими инъекциями, хотя эпиболия некоторых эмбрионов извращалась. Инъекции IP3 в противоположность GTP-gamma-S не вызывали контракции бластодермального края и не действовали на эпиболию. Таким образом, эти результаты дают основания предположить, что G-белки могут участвовать в стимуляции цитоскелетной реорганизации и контракции на стадиях дробления (возможно, участвуя в цитокинезе) и поздней гаструлы, стимулируя финальную стадию эпиболии. Их контрактивное действие может быть связано не только с IP3.

Группой д.б.н. Ю. В. Панчина разработаны и усовершенствованы новые методы изоляции и культивирования идентифицированных нейронов моллюска клиона. Эти методы позволили осуществить функциональную трансплантацию нейронов из одного животного в нервную систему другого животного в системе in vitro. Такая система является хорошей моделью для изучения механизмов формирования новых межнейронных связей. Впервые показано, что изолированные нейроны сохраняют способность к избирательному образованию электрических связей, подробно изучены условия, при которых такая избирательность поддерживается или пропадает. Впервые охарактеризованы гены, кодирующие белки щелевых контактов у моллюсков (Clione limacina) и плоских червей (Girardia tigrina). Кроме того, были найдены гомологичные гены у позвоночных, в том числе три у человека. Эти результаты позволяют предположить существование второго, после коннексинов, семейства генов, кодирующих белки щелевых контактов у позвоночных животных. Выяснено, что внутринейронные инъекции синтетической мРНК, кодирующей один из открытых ранее белков паннексинов, специфично влияют на селективность образования электрических связей в нервной системе клиона. Это одно из первых экспериментальных подтверждений того, что избирательность формирования электрических связей зависит от набора белков щелевых контактов, экспрессирующихся в нейронах. Опровергнуто имевшееся предположение, что электрические синапсы не могут формироваться между двумя частями одного нейрона.

Работая в лаборатории д-ра Л. Табера в университете Вашингтона, в рамках проводимого там исследования роли механических сил при морфогенезе сердца Д. А. Воронов нашел, что главную роль в повороте развивающегося сердца цыпленка в правую сторону играют механические свойства мембраны, покры-вающей сердечную трубку.

Нейробиология. Нервная система – основа информационного взаимодействия многоклеточных животных – изучается в лаборатории на нескольких уровнях. Исследование мозжечка – традиционная тема лаборатории. Д.б.н. В. Л. Дунин-Барковский, работая в лаборатории Научного центра здоровья Техасского технического университета (США), продолжал исследование воздействия лазящего волокна на клетки Пуркинье. Высказана гипотеза о том, что при аппроксимации лианными модулями коррелированных сигналов они могут использовать совместно синапсы параллельных волокон. За счет этого общая вычислительная производительность ансамбля лианных модулей может быть значительно больше, чем сумма их индивидуальных производительностей. Совместно с НИИ НК РГУ продолжена работа по экспериментальному анализу контроля активности клеток Пуркинье лианными клетками (одной и той же или разными). Были также продолжены исследования работы дыхательного центра в течение цикла бодрствование – сон при вариации газового состава вдыхаемого воздуха на фоне естественного и искусственного дыхания. Показано, как в вычислительной модели дыхательного центра, основанной на нейронных ансамблях, многие типы дыхательных нейронов могут быть обнаружены в простейшей модели.

В группе д.б.н. И. А. Кедер-Степановой изучались изменения активности нейронов медуллярных дыхательных ядер в онтогенезе. Активность нейронов регистрировалась в переживающих срезах продолговатого мозга новорожденных мышей (1-10 дней). Получены дополнительные данные, подтверждающие отсутствие синхронизованной эндогенной залповой активности, т. е. в одном и том же срезе встречаются нейроны, в которых периоды возникновения залпов различны. К 7-8 дню залповая активность исчезает, и нейроны дыхательных ядер работают непрерывно с разной и непостоянной частотой возникающих импульсов. Для анализа их активности на компьютер подается импульсная активность нейронов, и одновременно измеряются величины последовательных межимпульсных интервалов, а также строится график их частотного распределения (программа В. Ольшанского). B этих условиях опыта удается обнаруживать неявные типы периодик.

Методом электронной микроскопии и статистической обработки материала к.б.н. Н. В. Самосудова и к.б.н. Н. П. Ларионова проводили сравнительное исследование нейрон-нейронного взаимодействия в нейронной сети мозжечка в условиях повреждающего действия глутамата или оксида азота (общее время действия 2 часа). Было установлено, что форма синаптического контакта зависит от действующего агента. Так под влиянием глутамата в основном имеет место шипиковая инкапсуляция бутонов, тогда как под влиянием оксида азота наблюдается бутонная инкапсуляция шипиков. Физиологический смысл полученных результатов состоит в компенсаторно-адаптивной реакции, которая способствует защите глутаматных рецепторов от избытка нейромедиатора и сохранению структуры и функции нейронной сети мозжечка в целом. Можно думать, что некоторые специальные режимы синаптического функционирования системы параллельных волокон – клеток Пуркинье (связанные с обучением) могут изменять мозжечковую нейро-глиальную систему, расширяя ее возможности.

Исследование корреляционных отношений в деятельности симметричных генераторов вентиляторного ритма у высших ракообразных проводит к.б.н. Ю. М. Бурмистров. Ранее было установлено, что потенциалы, регистрируемые вблизи от вентиляторного придатка (скафогнатита), представляют собой суммарные потенциалы мышц, движущих скафогнатит. Последовательность этих потенциалов была исследована у пресноводных раков Procambarus cubensis в условиях свободного поведения. Установлена корреляция вентиляторной активности с функциональным состоянием животного и описан вентиляторный компонент поведенческих реакций на индифферентные для животного внешние раздражения. Проводится изучение уровня синхронизма в деятельности симметричных центральных генераторов вентиляторного ритма у животных при воздействии на них ряда стрессорных факторов (совместно с Институтом ВНД РАН и Институтом ядерной физики при физфаке МГУ).

Систематически изучалась также параллель в иннервации внутренних органов ракообразных и позвоночных животных. Несмотря на многие отличия, можно сделать заключение о близости нервных структур ракообразных, обеспечивающих деятельность внутренних органов, с автономной нервной системой позвоночных.

Д.б.н. З. Х-М. Хашаев проводит изучение молекулярного механизма действия ряда фармокологических препаратов широкого профиля (нейропептиды, анальгетики, анестезирующие препараты, наркотические и психотропные средства, а также супертоксиканты диоксинового ряда) с точки зрения влияния вышеперечисленных препаратов на проницаемость биологических мембран. Эти исследования проводятся в сотрудничестве с Институтом экспериментальной и теоретической биофизики РАН (г. Пущино), а также в Институте биохимической физики РАН.

Моторное управление. К.б.н. М. Б. Беркинблитом и С. В. Адамовичем показано, что при выполнении движений в трехмерном пространстве люди, больные паркинсонизмом, менее точно, чем здоровые, оценивают положение рабочей руки в пространстве, если они не видят руку до начала и во время движения. Изучена возможность улучшения двигательной функции руки и пальцев при помощи интенсивной терапии с использованием виртуальной реальности. В сотрудничестве с университетами Ратгерса и Медизини была разработана реабилитационная система, состоящая из перчаток с обратной связью по перемещению и силе, а также набора видеоигр для улучшения различных параметров движения пальцев: диапазона, скорости движения, степени независимости движения, силы, и т.д. Проведена предварительная серия экспериментов на 4-х больных, перенесших инсульт более чем за 6 месяцев до начала терапии. Полученные данные подтверждают возможность улучшения двигательных функций руки у хронических больных, перенесших инсульт.

К.б.н. Л. П. Кудина и к.б.н. Н. М. Жуковская в рамках работы по теме "Исследование роли возвратного торможения в управлении ритмической импульсацией мотонейронов у человека" исследовали с помощью компьютерного моделирования возвратное торможение мотонейронов для разъяснения ранее полученных экспериментальных данных. Были проанализированы влияние частоты импульсации мотонейронов и характеристик тормозящей посылки на эффективность возвратного торможения медленных и быстрых модельных мотонейронов. В качестве меры эффективности торможения оценивалась его длительность в кpосскоppелогpаммах импульсных последовательностях пар мотонейронов. Показано, что эффективность уменьшалась с увеличением фоновой частоты импульсации мотонейронов (как это наблюдалось и в эксперименте). В то же время, компьютерное моделирование позволило проанализировать влияние амплитуды и длительности тормозящей посылки на эффективность возвратного торможения, что не может быть исследовано в экспериментах на человеке. Данные моделирования были использованы для интерпретации экспериментальных результатов. (Совместно с М. Пиотpкевич и И. Миеpжевской, Институт биокибернетики и биомедицинской инженерии Польской АН, и И. Гаусмановой-Петpусевич, Центр экспериментальной и клинической медицины Польской АН, Варшава.)

Принципы биоинформатики. Д.ф.-м.н. И. П. Лукашевич разработан метод структурной организации слабо формализованной информации и профессиональных знаний, который был использован для создания баз знаний в неврологии, нейропсихологии и электроэнцефалографии (ЭЭГ). В последнем случае база знаний была реализована в виде компьютерной автоматизированной диагностической системы "ЭЭГ-ЭКСПЕРГ". Система используется для практической работы в неврологических стационарах и поликлиниках, для обучения и повышения квалификации молодых специалистов, а также в исследовательских целях. При структурной организации информации в разных областях знаний, связанных с высшей нервной деятельностью человека, был предложен единый подход, состоящий в выявлении систем, изучаемых в данной предметной области, определении функций, которые эти системы выполняют, и симптомов, характеризующих нарушение функций. Этот подход предоставляет уникальную возможность информационного взаимодействия и проведения комплексного анализа функционального состояния структур мозга в норме и при патологии. Комплексный анализ позволил исследовать влияние афферентных подкорковых проводящих путей на электрическую активность мозга и состояние речевых функций, определить диагностические и прогностические критерии при восстановлении двигательной активности и речи у больных, перенесших ишемический инсульт, провести сравнительную оценку характеристик мозга детей разного возраста в норме и с нарушением умственного и речевого развития разной степени выраженности, выявить нейрофизиологические механизмы этих нарушений. Разработанная методика и комплексный подход позволили выдвинуть и обосновать принципиально новые гипотезы об этиологии и патогенезе синдрома заикания, что открывает путь для профилактики и более эффективного лечения.

Д.ф.-м.н. А. В. Чернавский продолжал анализ развития в биологической эволюции принципов информационного взаимодействия, в частности, доречевого интеллекта (совместно с Сектором № 1.1 ИППИ РАН).

ГРАНТЫ:

·        Российский фонд фундаментальных исследований (№ 99-04-48147): "Основные принципы функционирования молекулярных квантовых компьютеров".

·        Российский фонд фундаментальных исследований (№ 00-04-48822): "Сигнальная функция фосфатидилинозитольной системы в морфогенезе".

·        Российский фонд фундаментальных исследований (№ 00-04-49344): "Изучение механизмов взаимодействия различных мозжечковых входов".

·         Российский фонд фундаментальных исследований (№ 01-50-70102): "Изучение высоко специфических нейронных ансамблей".

·         Министерство образования РФ (ROST-N-90): Русско-французский проект "Зрение роботов 11".

ПУБЛИКАЦИИ В 2001 г.

Статьи

1.      Самосудова Н.В., Божкова В.П. Внутриклеточная локализация кальция в зародышах вьюна на стадии ранней гаструлы // Цитология. 2001, т. 43, № 6, с. 575-582.

2.      Воронов Д.А. Сравнительная эмбриология нематод и закон зародышевого сходства // Общая биология. 2001, 62(1): 34-48.

3.      Panchin Y.V., Kelmanson I.V. Short-circuited neuron: a note // Neuroscience. 2000, 96, 597-599.

4.      Panchin Y., Kelmanson I., Matz M., Lukyanov K., Usman N., Lukyanov S. A ubiquitous family of putative gap junction molecules // Current Biology. 2000, 10, R473-R474.

5.      Ларионова Н.П., Самосудова Н.В., Реутов В.П., Чайлахян Л.М. Сравнительное исследование изменений структуры нейрон-нейронного взаимодействия в молекулярном слое мозжечка лягушки Rana temporaria под влиянием глутамата и NO-генерирующего соединения // ДАН. 2001. Т. 376. № 5., с. 701-706.

6.      Самосудова Н.В., Реутов В.П., Ларионова Н.П., Чайлахян Л.М. Возможное участие оксида азота в межнейронном взаимодействии // ДАН. 2001. Т. 378. № 3., с.417-420.

7.      Самосудова Н.В., Реутов В.П., Ларионова Н.П. Нейрон-глиальные взаимодействия а условиях повреждения нейронной сети мозжечка под влиянием глутамата и оксида азота // Известия ТРТУ. Тематический выпуск ''Интеллектуальные САПР''. 2001, № 4, с. 369.

8.      Фомкина М.Г., Чайлахян Л.М., Хашаев З.Х.-М., Дриняев В.А. Каналообразующие свойства нейротропного препарата Абамектина на бислойные мембраны  // ДАН. 2001. Т. 378, № 6, с. 832-836.

9.      Adamovich S.V., Archambault P., Ghafouri M., Levin M.F., Poizner H., Feldman A.G. Hand trajectory invariance in reaching movements involving the trunk // Experimental Brain Research. 2001, 138: 288-303.

10. Adamovich S.V., Berkinblit M.B., Hening W., Sage J., Poizner H. The interaction of visual and proprioceptive inputs in pointing to actual and remembered targets in Parkinson Тs disease // Neuroscience. 2001, 104: 1027-1041.

11. Jack D., Boian R., Merians A., Tremaine M., Burdea G.C., Adamovich S.V., Recce M., Poizner H. Virtual Reality-Based Stroke Rehabilitation // IEEE Transactions on Neural Systems and Rehabilitation Engineering. 2001, 9: 308-318.

12. Krebs H.I., Hogan N., Hening W., Adamovich S.V., Poizner H. Procedural Motor Learning in Parkinson’s Disease // Experimental Brain Research. 2001, DOI 10.1007

13. Беркинблит М.Б., Адамович С.В. Параллельное управление суставами при целенаправленных движениях // Материалы международной конференции "Параллельные вычисления и задачи управления" (PACO 2001), Москва, 2-4 октября 2001, Институт проблем управления РАН (электронное издание).

14. Piotrkiewicz M., Kudina L., Hausmanova-Petrusewicz I., Zhoukovskaya N., Mierzejewska J. Discharge properties and afterhyperpolarization of human motoneurones supplying slow and fast muscles // Biocybernetics and Biomedical Engineering. 2001, v. 21, no. 1, pp. 53-75.

15. Шкловский В.М., Лукашевич И.П., Мачинская Р.И., Данилов А.В., Печева С.А., Фридман Т.В., Шипкова К.М. Некоторые патогенетические механизмы нарушения развития речи у детей // Дефектология. 2001, № 2, с. 20-28.

16. Кузнецов Н.А., Любецкий В.А., Чернавский А.В. К вопросу о понятии информационного взаимодействия, 2: Доречевой интеллект // Труды III международной конференции «Проблемы управления и моделирования в сложных системах», сентябрь 2001, Самара, Самарский научный центр РАН, 2001, c. 43-61.

17. Чернавский А.В. Концепция информационной параллельности в биологии и психологии // Материалы международной конференции "Параллельные вычисления и задачи управления" (PACO 2001), Москва, 2-4 октября 2001, Институт проблем управления РАН (электронное издание). С. 92-112.

В печати

1.      Подладчикова Л.Н., Бондарь Г.Г., Дунин-Барковский В.Л. Особенности активности “быстрых” и “медленных” клеток Пуркинье мозжечка // Представлено в журнал “Биофизика”, 2001.

2.      Dunin-Barkowski W.L. Analysis of Output of all Purkinje Cells, Controlled by One Climbing Fiber Cell // Submitted to Neurocomputing, 2001.

3.      Dunin-Barkowski W.L., Lovering A.T., Orem J.M. A Neural Ensemble Model of the Respiratory Central Pattern Generator: Properties of the Minimal Model // Submitted to Neurocomputing, 2001.

4.      Самосудова Н.В. и Божкова В.П. Внутриклеточная локализация кальция в зародышах вьюна на стадии ранней гаструлы (сдана в печать).

5.      Krebs, H.I., Volpe, B, Aisen, M., Hening, W., Adamovich, S.V., Poizner, H., Pradeep, K., Hogan, N. Robotic Applications in Neuromotor Rehabilitation // Robotica (in press).

6.      Boian R., Sharma A., Han C., Merians A., Burdea G., Adamovich S.,. Recce M, Tremaine M., Poizner H.. Virtual Reality Based Post-Stroke Hand Rehabilitation // Proceedings of Medicine Meets Virtual Reality Conference 2002, Newport Beach CA, January 23-26 2002 (in press).

7.      Merians A., Jack D., Boian R., Tremaine M., Burdea G.C., Adamovich S.V., Recce M., Poizner H. Virtual Reality-Augmented Rehabilitation For Patients Post Stroke: Three Case Studies // Physical Therapy (under revision).

8.      Ghafouri M., Archambault P.S., Adamovich S.V., Feldman A.G. Pointing movements may be produced in different frames of reference depending on the task demand // Brain Research (under revision).

9.      Schettino L.F., Adamovich S.V., Poizner H. The effects of object shape and visual feedback on hand configuration during grasping // Submitted to Journal of Neurophysiology.

10. Лукашевич И.П., Мачинская Р.И., Шкловский В.М. Роль правого полушария при формировании речи и памяти // Физиология человека (сдана в печать).

11. Либерман Е. А., Минина С. В., Шкловский-Корди Н.Е. Хаиматика – новая наука, объединяющая биологию, физику и математику (cдана в печать).

Доклады на конференциях

1.      Kelmanson I.V., Shagin D.A., Matz M.V., Lukyanov S.A., Panchin Y.V. Altering electrical connections in the nervous system // Abstr. Soc. Neurosc., 2001.

2.      Dunin-Barkowski W.L. Analysis of Output of all Purkinje Cells, Controlled by One Climbing Fiber Cell. – In: "Tenth Annual Computational Neuroscience Meeting, San Francisco, June 30 – July 5, 2001", p. 34.

3.      Dunin-Barkowski W.L., Lovering A.T., Orem J.M. A Neural Ensemble Model of the Respiratory Central Pattern Generator: Properties of the Minimal Model. – In: "Tenth Annual Computational Neuroscience Meeting, San Francisco, June 30 – July 5, 2001", p. 34.

4.      Lovering A.T., Dunin-Barkowski W.L., Vidruk E.H.Orem J.M. Activity of medullary inspiratory neurons during hypoxia in cat // Soc. Neurosci. Abstr., 2001, Vol. 27, Program No. 573.4.

5.      Dunin-Barkowski W.L. Re-synthesis of climbing fiber cell input at Purkinje cell output // Soc. Neurosci. Abstr., 2001, Vol. 27, Program No. 577.1

6.      Samosudova N.V., Reutov V.P. Larionova N.P. Calcium localization in cerebellum microtubules exposed by means of electric stimulation in the NO-presence // Biological Motility: New trends in research. International symposium. Pushchino. 2001. p. 126.

7.      Larionova N.P., Reutov V.P., Samosudova N.V. The Possible Role of L-glutamate and Nitric Oxide in Frog Cerebellum Cellular Fusion and Neuronal Net Functioning Control // 2nd International Conference on Glial Interfaces in the Nervous System: Development and Repair. Uppsala, Sweden. 2001, p. 25.

8.      Larionova N.P., Reutov V.P., Samosudova N.V. Convergent-Divergent Glial Cell Roles in the Cerebellum Neuro-Glial Ansamble Functioning // Myelin: Development, Disoders and Neural Repair, ISN/ASN Satellite Meeting, Colonia, Uruguay, 2001, p. 53.

9.      Хашаев З.Х-М., Шекшеев Э.М., Ким Ю.А. Поиски новых путей защиты от воздействия экотоксикантов // Тезисы доклада на IX международном Симпозиуме "Мониторинг здоровья населения и окружающей среды. Технологии и информационные базы данных". 28 апреля – 5 мая 2001 г., Греция, о. Крит. М.: 2001, т. 1, с. 78.

10. Хашаев З.Х-М. Комплексный подход к изучению молекулярного механизма действия психофармакологических препаратов и экосупертоксикантов // Материалы Международной научно-технической конференции и молодежной научной конференции "Интеллектуальные САПР’’, ИЗВЕСТИЯ ТРТУ, 2001, № 4, с. 287-295.

11. Туманова А.Л., Хашаев З.Х-М. 1. Прогнозирование глазных заболеваний в Краснодаре, их связь с общей заболеваемостью // Материалы Международной научно-технической конференции и молодежной научной конференции "Интеллектуальные САПР”, ИЗВЕСТИЯ ТРТУ, 2001, № 4, с. 310-320.

12. Туманова А.Л., Хашаев 3. Х.-М. 2. Прогнозирование глазных заболеваний в Краснодаре, их связь с общей заболеваемостью // Материалы Международной научно-технической конференции и молодежной научной конференции "Интеллектуальные САПР”, ИЗВЕСТИЯ ТРТУ, 2001, № 4, с. 371-372.

13. Хашаев З.Х-М. Исследование механизма действия экосупертоксикантов на биологические мембраны // Материалы Юбилейной научно-практической конференции Ассоциации научно-технических обществ корейцев стран СНГ. Москва, 21-23 июня 2001, с. 90-92.

14. Туманова А.Л., Хашаев З.Х.-М. Информационные факторы прогнозирования и предупреждения риска возникновения заболеваний глаз // Труды VII Международной конференции "Информационные сети, системы и технологии". ICINASTe-2001. Минск, Беларусь, 2-4 октября 2001 г. Т. 3, с. 180-183.

15. Messier, J., Adamovich S., Jack D., Poizner H. Hemispheric specialization and visuomotor adaptation // Proceedings: Society for Neuroscience, 2001.

16. Schettino L.F., Adamovich S.V., Gordon A.M., Poizner H. The role of the transport phase during grasping tactilely-defined target shapes // Proceedings: Society for Neuroscience, 2001.

17. Tunik E., Poizner H., Levin M.F., Adamovich S.V., Messier J., Lamarre Y., Feldman A.G. Role of proprioception in arm-trunk coordination during reaching with unexpected perturbation of the trunk // Proceedings: Society for Neuroscience, 2001.

18. Kudina L. Single and doublet firing of human motoneurones: two patterns or two mechanisms? // Матеpиалы Междунаpодной научно-технической конференции "Интеллектуальные САПP", Таганpог, 2001, с. 351-352.

19. Piotrkiewicz М., Kudina L., Mierzejewska J., Zhoukovskaya N. Human motoneuron firing characteristics: modal and experiment // Матеpиалы Междунаpодной научно-технической конференции "Интеллектуальные САПP", Таганpог, 2001, с. 295-299.

20. Пиотркевич М., Кудина Л., Гаусманова-Петpусевич И. Анализ ритмики двигательных единиц как способ исследования импульсной активности мотонейронов // Симпозиум "Двигательные единицы в норме и патологии". Ваpшава, октябpь 2001 г.

21. Лукашевич И.П. Роль языка описания при комплексном анализе профессиональных знаний // III Международная конференция “Проблемы управления и моделирования в сложных системах”, Самара, 3-9 сентября 2001 г.

22. Шкловский В.М., Лукашевич И.П., Мачинская Р.И., Зиборова Е.В., Фридман Т.В. Нейрофизиологическая классификация психо-эмоционального состояния детей с заиканием // Конгресс по детской психиатрии с международным участием "Психическое здоровье – детям XXI века". Москва, 25-28 сентября 2001 г. C. 342.

23. Шкловский В.М., Лукашевич И.П., Руднева О.В. Некоторые патогенетические механизмы нарушения поведения детей со специфическим расстройством речи // Конгресс по детской психиатрии с международным участием “Психическое здоровье – детям XXI века”. Москва, 25-28 сентября 2001 г. C. 340.