ЛАБОРАТОРИЯ № 9

Лаборатория нейробиологии моторного контроля

Заведующий лабораторией - академик, д.м.н.
Гурфинкель Виктор Семенович
Тел.: (095) 209-28-95, (095) 951-09-60; E-mail: lab9@iitp.ru


Ведущие ученые лаборатории:

д.б.н.Липшиц М. И. к.б.н.Селионов В. А.
к.ф.-м.н.Гришин А. А. к.б.н.Солопова И. А.
к.б.н.Казенников О. В. к.б.н.Сметанин Б. Н.
к.б.н.Кожина Г. В. к.б.н.Талис В. Л.
к.б.н.Левик Ю. С. к.б.н.Шлыков В. Ю.
к.б.н.Попов К. Е.   


Направления исследований:

Лаборатория нейробиологии моторного контроля Института проблем передачи информации РАН ведет исследования механизмов управления позой и движениями в течение более 30 лет. В настоящее время в работе лаборатории большое место занимают вопросы изучения участия системы внутреннего представления в управлении движениями и систем отсчета, используемых организмом для организации двигательного поведения. За последние годы получены данные, показывающие, что при создании иллюзорного представления о положении звеньев тела многие двигательные реакции, такие как вестибуломоторные и шейные влияния на мышцы ног, глазодвигательные реакции, определяются не реальной конфигурацией тела, а ее отражением в системе внутреннего представления.
В работе лаборатории традиционно большое внимание уделялось изучению нейронных механизмов управления локомоцией кошки (д.б.н. М. Л. Шик с сотрудниками). В продолжение работ этой научной школы сотрудниками лаборатории ведутся исследования шагательных автоматизмов у человека.
Пилотируемые космические полеты дают возможность проведения исследований того, как центральная нервная система человека адаптируется к изменившимся условиям, в какой мере гравитационный фактор является существенным в процессах обработки проприоцептивной информации и управления движениями. В 1982-2003 гг. в рамках совместных проектов с Францией, Европейским космическим агентством и НАСА был проведен ряд исследований в этом направлении в условиях космических полетов.


ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Продолжались исследования роли моторной коры человека в управлении позой и движениями методом транскраниальной магнитной стимуляции. В этих исследованиях сравнивали ответы мышц ног на стимуляцию моторной коры при обычном стоянии и стоянии на неустойчивой опоре в виде пресс-папье. Показано, что неустойчивость опоры, усложняющая задачу поддержания равновесия, увеличивает мышечные ответы на транскраниальную магнитную стимуляцию. В то же время, исследования Н-рефлекса показали, что неустойчивость опоры не ведет к повышению возбудимости спинальных мотонейронов. Из этого сделан вывод о возрастании роли моторной коры при усложнении задачи поддержания равновесия, требующей изменения стратегии управления. В других экспериментах изучали роль моторной коры в упреждающих позных реакциях в бимануальной двигательной задаче. В этой задаче испытуемый удерживал одной рукой груз, затем этот груз снимал либо он сам, либо экспериментатор. Сравнение ЭМГ-ответов мышц руки на транскраниальную магнитную стимуляцию в ситуациях активной и пассивной разгрузки показало, что осуществление упреждающих позных реакций (позная преднастройка), по всей видимости, не требует дополнительного вовлечения корковых структур.
В рамках исследований связи константности восприятия и системы внутреннего представления изучались те внутренние правила, которыми руководствуется ЦНС при выборе системы отсчета, в которой анализируется и интерпретируется информация, поступающая от зрительной и проприоцептивной системы. Для этого у стоящего с закрытыми глазами человека регистрировали горизонтальные движения глаз, а также моменты мышц туловища в разных отделах позвоночника при поворотах относительно вертикальной оси. Оказалось, что мышечные моменты достоверно увеличивались при уменьшении частоты вращения, в то время как моменты пассивных упруго-вязких сил должны возрастать с ростом угловой скорости. Рост тонуса аксиальных мышц на малых скоростях, связан с тем, что при уменьшении скорости вращения увеличивается субъективная оценка испытуемыми амплитуды поворотов и, соответственно, амплитуда движений глаз. Таким образом, ответы мышц туловища на скручивание позвоночника определяются изменениями в формируемом мозгом внутреннем представлении о конфигурации тела, а не прямыми входами с рецепторов. Здесь отчетливо проявляется связь между высшими и низшими уровнями системы управления движениями. Подтверждена также гипотеза о том, что антикомпенсаторные движения глаз в ответ на скручивание позвоночника определяются изменениями во внутреннем представлении о конфигурации тела, а не прямыми проприоцептивными входами. Возможно, такие упреждающие ориентационные движения помогают в формировании устойчивой системы отсчета, необходимой для программирования и реализации движений.
Физиологические механизмы зрительной стабилизации вертикальной позы исследовали путем оценки характеристик спокойного стояния и позных реакций на вибрационную стимуляцию мышечных проприорецепторов в разных условиях зрительного контроля: при открытых и закрытых глазах и в призматических очках. Сделан вывод о двоякой функции зрения в регуляции позы как основы для формирования пространственной системы отсчета и как источника информации о движении собственного тела относительно этой системы.
Были проведены исследования роли различных источников сенсорной информации в формировании представления о вертикали. Для этого сравнивали восприятие, запоминание и воспроизведение ориентационной зрительной информации в наземных условиях с введением рассогласования между информацией о положении тела и головы и гравитацией (на наклонном кресле) и в условиях длительного орбитального космического полета. Эксперименты проводились на 6-и космонавтах в условиях невесомости при фиксированном положении и при свободном плавании и на 13-и обследуемых на земле. Показано, что в наземных условиях ЦНС использует мультимодальную систему отсчета, основанную как на проприоцептивной, так и на гравитационной информации. Во время длительного пребывания в невесомости ЦНС вырабатывает систему отсчета, учитывающую отсутствие гравитационных сил.
Перемещение в пространстве требует от человека способности формировать мысленное представление о своем окружении. Это внутреннее представление о пройденной траектории возникает на базе интеграции зрительной, вестибулярной и проприцептивной информации. Известно, что в наземных условиях повороты направо и налево воспринимаются одинаково, а в восприятии поворотов вверх и вниз существует выраженная асимметрия - повороты вниз воспринимаются большими. Для выяснения роли гравитации в этой асимметрии были обработаны данные экспериментальных исследований, проведенных на Международной Космической Станции в условиях невесомости. Исследовалось прохождение испытуемым виртуального трехмерного лабиринта и воспроизведение пройденной траектории по памяти. Предварительные данные показали снижение асимметрии восприятия поворотов в невесомости. Сделан вывод о том, что если в земных условиях гравитация играет важную роль в формировании мультимодальных систем отсчета, то в невесомости основную роль играет зрительная система, а при исключении зрения используется система отсчета, привязанная к естественным осям тела человека. Изменяется и электроэнцефалографическая картина активности коры больших полушарий во время выполнения таких задач.
Продолжались исследования нейрофизиологических механизмов активации и управления локомоцией, изучалась природа шагательного автоматизма у здорового человека, периферические влияния на шагательные движения в условиях произвольного и вызванного шагания. Основная проблема связана с поисками методов активации и управления шаганием посредством периферических и центральных воздействий.
Начаты исследования динамических особенностей движения у больных с эндопротезом тазобедренного сустава с использованием подометрии, электромиографии и стабилографии. Разработан метод определения состояния опорно-двигательного аппарата человека по параметрам изменений реакции опоры во время простого движения - вставания со стула. Метод применяется для оценки эффективности реабилитационных мероприятий у больных.
В рамках сотрудничества с лабораторией моторных систем неврологической клиники Бернского университета и лабораторией нейрофизиологии слуха и моторного контроля Института физиологии Фрибургского университета проведены исследования координации движений двух рук у обезьяны в двигательной задаче, требующей координации двух разных по типу движений правой и левой руки. Было показано, что целью системы управления является обеспечение одновременности достижения целей движения каждой из рук.
С целью выяснения того, как происходит формирование схемы тела в онтогенезе, как в процессе созревания двигательной системы меняется точность внутреннего представления длин звеньев в процессе созревания двигательной системы, изучалась точность указывания характерных точек руки (локтя, запястья, конца среднего пальца) без зрительного контроля у взрослых и у детей 4-11 лет. Регистрировалась начальная ошибка восприятия и динамика ее возрастания со временем. Установлены существенные возрастные отличия в точности внутренней модели верхней конечности: у детей при отсутствии зрительного контроля происходит кажущееся укорочение и предплечья, и кисти, а у взрослых, в основном, - только предплечья. Показано, что эффективность использования зрительной информации для коррекции внутреннего представления о положении конечности у детей до 6-7 лет значительно ниже, чем у детей старших возрастов и у взрослых.


ГРАНТЫ:


ПУБЛИКАЦИИ В 2003 г.

Статьи
  1. Альтман Я.А., Гурфинкель В. С., Варягина О.В., Левик Ю.С. Влияние движущегося звукового образа на позные реакции и иллюзию поворота головы у человека // Российский физиологический журнал им. И. М. Сеченова. 2003. Т. 89. № 6. С. 756-761.
  2. Солопова И.А., Денискина Н.В., Казенников О.В., Иваненко Ю.П., Левик Ю.С. Исследование возбудимости спинальных мотонейронов при стоянии в обычных и усложненных условиях // Физиология человека. 2003. Т. 29. № 3. С. 189-191.
  3. Шлыков В.Ю., Селионов В. А. Влияние дополнительной опоры на поддержание вертикальной позы человека // Физиология человека. 2003. Т. 29. № 2. С. 100-108.
  4. Cordo P., Gurfinkel V. Motor coordination can be fully understood only by stadying complex movements // Prog. Brain Res. 2004. V. 143. P. 29-38.
  5. Cordo P., Gurfinkel V., Smith T., Hodges P., Vershueren S., Brumagne S. The sit-up: complex kinematics and muscle activity in voluntary movement // J. Electromyogr. Kinesiol. 2003. V. 13. No. 3. P. 239-252.
  6. Severac Cauquil A., Faldon M., Popov K., Day B.L., Bronstein A. M. Short-latency eye movements evoked by near-threshold galvanic vestibular stimulation // Experimental Brain Research. 2003. V. 148. No. 3. P. 414-418.
  7. Solopova I.A., Deniskina N.B., Kazennikov O.V., Levik Y.S., Ivanenko Y.P. Involvement of the human motor cortex in postural control // MCC 2003 From Basic Motor Control to Functional Recovery-III, Varna. Ed. N. Gantchev. P. 60-67.
  8. Solopova I.A., Kazennikov O.V., Deniskina N.B., Levik Y.S., Ivanenko Y.P. Postural instability enhances motor responses to transcranial magnetic stimulation in humans // Neuroscience Letters. 2003. V. 337. P. 25-28.
  9. Боброва Е.В., Левик Ю.С. Шлыков В.Ю., Казенников О.В. Особенности поддержания равновесия при прослеживающих движениях глаз // Бюллетень экспериментальной биологии и медицины. 2004 (в печати).
  10. Lipshits M., McIntyre J., Bengoetxea A., Cheron G., Berthoz A. Two reference frames for visual perception in two gravity conditions // Neuroscience Letters. 2004 (в печати).
  11. Vidal M., Lipshits M., McIntyre J., Berthoz A. Gravity and Spatial Orientation in Virtual 3D-Mazes. // J. Vestibular Research. 2004, (в печати).

Тезисы
  1. Казенников О.В., Cолопова И.А., Талис В.Л., Денискина Н.В., Левик Ю.С. Участие моторной коры в двух типах позных задач // Фундаментальные и клинические аспекты интегративной деятельности мозга: Материалы Межд. чтений, посвящ. 100-летию со дня рождения чл.-корр. АН СССР, акад. АН Арм. ССР Эзраса Асратовича Асратяна. Москва, ИВНД и НФ РАН, 27-30 мая 2003 г. М.: МАКС Пресс, 2003. С. 117-119.
  2. Казенников О.В., Солопова И.А., Талис В.Л. Необходим ли корковый контроль для осуществления позной преднастройки? // Материалы II Международной конференции по физиологии мышц и мышечной деятельности. Москва, 29 января - 1 февраля 2003 г. М.: Фирма "Слово", 2003. С. 80-81.
  3. Киреева Т.Б., Левик Ю.С., Холмогорова Н.В. Повышение точности оценки длины руки с возрастом: роль периферической информации и схемы тела // Фундаментальные и клинические аспекты интегративной деятельности мозга: Материалы Межд. чтений, посвящ. 100-летию со дня рождения чл.-корр. АН СССР, акад. АН Арм. ССР Эзраса Асратовича Асратяна. Москва, ИВНД и НФ РАН, 27-30 мая 2003 г. М.: МАКС Пресс, 2003. C. 127-129.
  4. Киреева Т.Б., Левик Ю.С., Холмогорова Н.В. Формирование и калибровка внутренней модели конечности в процессе созревания центральной нервной системы // Материалы II Международной конференции по физиологии мышц и мышечной деятельности. Москва, 29 января - 1 февраля 2003 г. М.: Фирма "Слово", 2003. С. 83.
  5. Левик Ю.С. Шлыков В.Ю. Система внутреннего представления в управлении непроизвольными движениями глаз и тонусом аксиальной мускулатуры // Материалы II Международной конференции по физиологии мышц и мышечной деятельности. Москва, 29 января - 1 февраля 2003 г. М.: Фирма "Слово", 2003. С. 89-90.
  6. Левик Ю.С., Липшиц М.И. Система внутреннего представления в управлении позой и движениями // Материалы конференции "Организм и окружающая среда: адаптация к экстремальным условиям". Москва, ГНЦ РФ ИМБП РАН, 3-5 ноября 2003 г. С. 205-206.
  7. Липшиц М.И., Макинтайер Д. Мультимодальные референтные системы отсчета для зрительно гаптической координации ??// Пятая международная научно-практическая конференция "Пилотируемые полеты в космос", 9-10 апреля 2003 г., Звездный городок, Московская область, Россия. С. 345-346.
  8. Селионов В.А., Казенников О.В., Гришин А.А., Левик Ю.С. Автоматические шагательные движения, активируемые электрической стимуляцией мышц вывешенных ног // Материалы II Международной конференции по физиологии мышц и мышечной деятельности. Москва, 29 января - 1 февраля 2003 г. М.: Фирма "Слово", 2003. С. 98-99.