ЛАБОРАТОРИЯ
№ 14Лаборатория проблем сознания и коммуникации
Заведующий лабораторией – д.псих.н. Мусхелишвили
Николай ЛьвовичТел. (095) 196-00-24;
E-mail: muskh.symbol@ru.netВедущие ученые лаборатории: к.х.н. Киселёв А.
П.Направления исследований:
Основное направление деятельности относится к выявлению особенностей коммуникаций, связанных с изменением состояний сознания. Эти исследования основаны на метапсихологическим подходе, предложенном ведущими учеными лаборатории для описания феноменов сознания и непрямой коммуникации.
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Анализ процессов передачи и порождения знания в культурных и научных традициях показывает, что в них значительное место занимает непрямая коммуникация. В отличие от прямой коммуникации, в которой передается вербализованное значение, непрямая коммуникация способна доносить до адресата невербализуемый смысл. Порождение текста в сознании автора происходит путем спонтанной вербализации образа-организатора, являющегося значением этого текста, с помощью набора частично или полностью неосознаваемых когнитивных структур, составляющих "личностное знание" автора. В этом процессе важную роль играют имагинативные механизмы взаимозамещения образов. Действие этих механизмов накладывает на текст свой отпечаток, который вносит вклад в его фасцинацию. Фасцинация апеллирует к "личностному знанию" адресата, порождая в его сознании имагинативные процессы и автокоммуникацию. Фасцинация играет разную роль в прямой и непрямой коммуникации. В силу существования универсальных механизмов вербализации, при прямой коммуникации текст порождает в сознании адресата образ, близкий к исходному образу организатору, а не череду бесконечно замещающих друг друга образов. При этом фасцинация готовит адресата к восприятию текста, побуждая его к поиску этого образа с помощью автокоммуникации. Напротив, при непрямой коммуникации фасцинация стимулирует имагинативные процессы взаимозамещения образов, которые в совокупности передают невербализуемый смысл. Такая коммуникация может быть источником нового знания, эксплицитно не содержащегося в воспринимаемом тексте и рождающегося в сознании адресата в качестве текста-толкования смысла совокупности образов.
ГРАНТЫ:
ПУБЛИКАЦИИ В 2000 г
.