ЛАБОРАТОРИЯ 14

Лаборатория проблем сознания и коммуникации

Заведующий лабораторией – д.псих.н. Мусхелишвили Николай Львович

Тел. (095) 196-00-24; E-mail: muskh.symbol@ru.net

Ведущие ученые лаборатории: к.х.н. Киселёв А. П.

Направления исследований:

Основное направление деятельности относится к выявлению особенностей коммуникаций, связанных с изменением состояний сознания. Эти исследования основаны на метапсихологическим подходе, предложенном ведущими учеными лаборатории для описания феноменов сознания и непрямой коммуникации.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Анализ процессов передачи и порождения знания в культурных и научных традициях показывает, что в них значительное место занимает непрямая коммуникация. В отличие от прямой коммуникации, в которой передается вербализованное значение, непрямая коммуникация способна доносить до адресата невербализуемый смысл. Порождение текста в сознании автора происходит путем спонтанной вербализации образа-организатора, являющегося значением этого текста, с помощью набора частично или полностью неосознаваемых когнитивных структур, составляющих "личностное знание" автора. В этом процессе важную роль играют имагинативные механизмы взаимозамещения образов. Действие этих механизмов накладывает на текст свой отпечаток, который вносит вклад в его фасцинацию. Фасцинация апеллирует к "личностному знанию" адресата, порождая в его сознании имагинативные процессы и автокоммуникацию. Фасцинация играет разную роль в прямой и непрямой коммуникации. В силу существования универсальных механизмов вербализации, при прямой коммуникации текст порождает в сознании адресата образ, близкий к исходному образу организатору, а не череду бесконечно замещающих друг друга образов. При этом фасцинация готовит адресата к восприятию текста, побуждая его к поиску этого образа с помощью автокоммуникации. Напротив, при непрямой коммуникации фасцинация стимулирует имагинативные процессы взаимозамещения образов, которые в совокупности передают невербализуемый смысл. Такая коммуникация может быть источником нового знания, эксплицитно не содержащегося в воспринимаемом тексте и рождающегося в сознании адресата в качестве текста-толкования смысла совокупности образов.

ГРАНТЫ:

ПУБЛИКАЦИИ В 2000 г.

  1. Мусхелишвили Н.Л. Образ и смысл // Системные исследования. Ежегодник. 1998, ч. 2. М.: Эдиториал УРСС, 2000.
  2. Мусхелишвили Н.Л. Молитва: семиотика текста и психология деяния // Логос. 2000. № 3.